Воспитание уважительного отношения к традиционным ценностям русской культуры закладывается в семье. Поэтому говоря о традиционных ценностях русской культуры, нельзя не коснуться возрождения  отечественных традиций семейного воспитания.

    Что же именно сейчас надо возрождать? Традиционное представление о семье, её задачах и традициях, сложившееся в русской культуре XIX — начала XX века, разрушенное в период русской революции 1917 года? Или  представления о семейном укладе советского периода, когда  женщине настойчиво навязывался образ «незаменимого работника», а в воспитании ребенка акцент делался на социализации: ясли с 1,5 лет,  детский сад, школа. 

Но в России испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нрав­ственных устоев. В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история  народа, эпохи,  семьи.

Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро, общество переживает кризис семьи, каждая вторая семья распадается, к сожалению. На мой взгляд, одна из основных причин кризиса семьи –  утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как «питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».

   Развитие системы  духовно-нравственного воспитания в России является в настоящее время стратегическим приоритетом. Содержание стратегии воспитания  определяется в ряде документов, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и ряде других важных документов.

   Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.

   Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье.

Здесь необходимо вспомнить, что в традиционной российской семье все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений старшего и младшего, а также на четком распределении обязанностей в доме матери и отца, бабушки и дедушки.  Эти обязанности были укреплены в идеале мужчины-защитника  и женщины- хранительницы дома. Отношения в традиционной семье строились на ответственностикаждого члена семьи, на уважении к старшим и заботе о младших.  Хотя достаточно вспомнить короткий рассказ В. Осеевой «Бабка», чтобы понять, как непросто воспитать уважение к старшему поколению в современной городской семье. Если раньше важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни в течение всей жизни человека, то в настоящее время, когда большинство семей неполные, детям сложно донести понятие «послушание как добродетель». Если раньше заповедь: «Чти отца своего» считалась одной из основных нравственных заповедей, причём это распространялось на всех старших, а не только на родственников, то сейчас уважительное отношение к старшим встречается всё реже.

   Примером поведения для детей в традиционной семье всегда были родители. Как писал А.С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».

   Трудно переоценить значение семьи и в трудовом воспитании. При этом трудовое воспитание всегда естественно и незаметно соеди­нялось в традиционной дореволюционной семье с духовным воспитанием, составляя его неотъемлемую часть. Во многих играх дети и подростки очень точно подра­жали разным видам работ взрослых. Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых, все­гда поощрявших подобный поворот в детских забавах. В русских деревнях это зачас­тую начиналось с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру-полуработу. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке — под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте.

   Главными составляющими традиционной культуры семейного воспитания, построенного на приоритете нравственного развития детей в разных видах деятельности: в труде, в праздниках, играх, семейном чтении, уходе за престарелыми или младшими членами семьи,  всегда самым важным было уважительное отношение к старшим, почитание старших.  

  С раннего возраста воспитывалось отношение к браку как священному союзу, требовательность к себе, как к члену семьи, ответственность за ближнего. В настоящее время отношение к браку совсем другое, скорее формальное.

   В современной школе в настоящее время в полный рост встала проблема угасания интереса детей к чтению, чтение всё больше вытесняется гаджетами. Но ведь успешность в обучении в большой степени зависит от умения читать и понимать прочитанное.  Заменить чтение ничто не может..

В то же время почти в каждом доме жителя Петербурга хранятся собрания книг русской классической литературы. Восстановлению интереса и любви к семейному чтению могут помочь домашнее чтение вслух вечерами. Обучить этому родителей могут новые современные формы общения: семейные клубы, школы молодых родителей, семейные литературные гостиные. 

Важно, чтобы нравственные ценности, заложенные в семье,  нашли свою поддержку в дальнейшем развитии и воспитании ребенка — в дошкольных и школьных учреждениях.

   Как педагог,  хочу обратить внимание на то, что введенный в 2012 году в 4 классе предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и продолжение этого курса в 5 и 6 классе  –    учебный предмет «Основы духов но-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) являются в настоящее время ни чем иным, как компенсацией отсутствующих духовно-нравственных и этических традиций семейного воспитания. К сожалению, настало время, когда многие родители не готовы объяснить детям смысл духовных ценностей, заложенных в православной традиции и в русской культуре, в веровании русского народа, искусстве, литературе, народном творчестве  –   сказках, народных играх, праздниках.

Родители в большинстве своем озабочены сейчас материальными проблемами… Но дети живут и растут с потребностями в решении насущных духовных проблем, с которыми они сталкиваются ежедневно… А значит, помощь детям в знакомстве с традициями русской культуры должны взять на себя мы –  учителя и воспитатели.

Литература:

1 Котина И. А., «Отечественные традиции православного семейного воспитания. Что конкретно надо возрождать?»  см.: http://www.3rm.info/publications/53660-otechestvennye-tradicii-pravoslavnogo-semeynogo-vospitaniya-chto-konkretno-nado-vozrozhdat.html

Светлана Борисовна Вечер,
методист ГБУ  ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга