ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Шаталова Ольга Леонидовна, учитель географии, школа 222 Центрального района Санкт-Петербурга

Тема экологии в настоящее время очень актуальна и значима. С развитием  общества над человечеством нависла новая проблема – экологическая, которая растет с каждым годом и носит глобальный характер. Экологическое образование признано на сегодняшний день Министерством Образования Российской Федерации одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем и является основой формирования  нового образа жизни, характеризующегося гармонией человека с окружающей средой. Но, к сожалению, в нашей школе, как и во многих других, экология как предмет не нашла места в базисном учебном плане. У нас такого отдельного предмета нет, так как школа имеет языковой уклон. Некоторые вопросы по экологии можно найти в традиционных учебных предметах, в основном естественно — научного цикла. На мой взгляд, этого не достаточно. Такой подход к экологическому воспитанию не дает полного представления обо всех экологических проблемах. Необходимо, чтобы дети сейчас понимали, какой посильный вклад они могут внести, и какой должен быть уровень их экологической культуры.

         Внеурочная деятельность, которая реализуется в настоящее время в образовательных учреждениях по различным направлениям, дает возможность больше уделять внимание, в том числе и экологическому образованию школьников.

«Школа безопасности»- так называется курс, который я веду, где наравне с основами безопасности жизнедеятельности рассматриваются вопросы экологической безопасности, а именно: экология своего жилища, экология продуктов,  экология поведения человека по отношению к окружающей среде, воспитание экологической культуры ребенка.

Я решила углубить и расширить знания по экологическому образованию школьника, придав им практическую направленность. Кроме этого, сделала акцент на инновационные технологии: проектная деятельность, ТРИЗ (технология решения изобретательных задач), ТРКМ (технология развития критического мышления).

Применение различных методических приемов новых педагогических технологий дает возможность интересно и  доступно через практико- ориентированный подход изучать экологические проблемы, антропогенное влияние на природу, а также активизировать творческие способности ребенка, развивать память, критическое мышление и изобретательность.

Проектная деятельность и ТРКМ родились в русле международного проекта, в котором участвуют США, европейские страны и Россия. Проектная деятельность стала известна уже во II половине XIX века.

 У нас эти технологии стали использоваться намного позже. Основу ТРИЗ заложил Альтшулер Генрих Саулович в 1948 году. Все эти технологии отвечают требованиям ФГОС и позволяют современному учителю выйти на новый уровень преподавания.

Технология проектной деятельности помогает творчески подойти к работе, как учителю, так и ученику. Учителю позволяет активизировать всех учащихся. А ученикам дает возможность почувствовать себя в разной роли, проявить свои творческие способности или найти дело по душе.

 Так, участвуя в ролевых проектах, дети могут выступать в роли журналистов, президента, короля, знаменитых путешественников, представляя экологические проблемы через театрализованные игры. Часто при подготовке таких проектов не обходится работа без родителей, которые помогают с театральными атрибутами, костюмами, сценарием.

При работе над практико-ориентированными проектами школьники создают экологические рекламки, участвуют в выставке «Вторая жизнь ненужных вещей», в экологических акциях.

Творческие проекты дают полет фантазии при создании  экологического букета, написании стихов собственного сочинения на экологическую тематику. Кроме этого, в своей работе во внеурочное время, я стараюсь делать акцент на интерактивные занятия и на практико-ориентированный подход, используя базы экологических центров Санкт-Петербурга и Павловска. Исследовательские проекты (исследование воды, почвы, пищи) и комплексные проекты (переработка макулатуры и создание открытки, переработка парафина и изготовление свечей) всегда вызывали огромный интерес у ребят. Особенно, когда эти проекты связаны с краеведческой составляющей. Например, исследование реки Поповки. В долине реки Поповки находится геологические обнажения круто наклоненных палеозойских горных пород, местами даже собранных в небольшие складки. Природный комплекс долины р. Поповки объявлен памятником природы регионального значения, а территория, занятая им, — особо охраняемой природной территорией. Ребята на практике знакомились с обнажением реки и искали «немых» свидетелей геологического прошлого.  И какая удача была  найти на породах отпечатки древних представителей фауны этого удивительного места! А потом описать, рассказать о них и подтвердить необходимость занесения данного места в особо охраняемые территории.

Комплексное занятие в Пелле в конном клубе (когда-то существовавшее там) ни одного школьника не оставляло равнодушным. Ребята там не только могли покататься на лошадях под чутким присмотром тренера, но и узнать, как надо заботиться о животных, чем кормить, какие повадки и особенности есть у этих грациозных животных, как человек их использует в хозяйственной деятельности, какие проблемы связаны с их содержанием и уходом. Лучше для ребенка один раз посмотреть, руками потрогать, покормить, самому расспросить, чем прочитать информацию в интернете или получить ее от взрослых.

При проведении экологических акций по уборке какой-либо территории или сбору макулатуры, ребята сами друг другу начинают объяснять задачи и  цели данных мероприятий. И уж точно один раз убрав, задумаются: а надо ли разбрасывать мусор.

         Технология РКМ позволяет учителю сформировать навыки критического мышления. Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Для школьников 5-6 классов  интересно использовать при изучении экологических проблем различные приемы, связанные с их жизненным опытом. Например,  написание эссе «Мои наблюдения во время путешествия», сказок «Нефтяная рыбка», «Путешествие капельки воды», «Путешествие корюшки Юшки», составление глоссов (кодовых рисунков). Прием «6 мыслеварительных  шляп» дает возможность учителю заранее создать нестандартную ситуацию, где детям приходится принимать условия игры и озвучивать те мысли, которые «варятся» в шляпе, надетой на них. Указывая на негативные или позитивные стороны антропогенного воздействия человека на природу, дети учатся критически подходить к экологическим проблемам, высказывать свое мнение о деятельности человека.

  Использование методических приемов технологии РКМ во внеурочной деятельности обеспечивает целый ряд преимуществ: развития мотивации к учению и  навыков самостоятельной деятельности, активизации системного логического мышления, развитие коммуникативных навыков.

Цель технологии ТРИЗ: изобретение. Чтобы что-то изобрести, необходимо развивать логику, творческое воображение и мышление. Альтшулер говорил: «Главное, расковать воображение человека, заставить его искать и мучиться». Инструментарий и информационный фонд ТРИЗ огромен и разнообразен. Все зависит от поставленных целей учителя. Интересно использовать такие методики, как «звуковая клякса», «бином фантазия», ментальная карта, морфоящик. Методики направлены на развитие памяти, мышления и творчества.

 «Звуковая клякса» и «бином фантазия»  снимают психологическую инерцию и активизируют творческие способности ребенка, расширяют его кругозор, дают толчок к поиску новых идей, развивают фантазию, поддерживают тесную взаимосвязь с другими предметами. Придумывая небольшие рассказы на экологическую тему, и рассказывая про своего вымышленного героя, дети непременно должны назвать и показать его вредную и полезную функцию с экологической точки зрения.

Методики ментальная карта и морфологический ящик структурируют объем знаний, учат выделять ключевые слова, составлять логические цепочки, направляют на поиск новых идей, дают почувствовать себя в роли изобретателя. И пусть их изобретения будут пока еще только на бумаге, подчас фантастические и амбициозные. Но пройдет время, и возможно, то, что предлагают ребята сегодня, в скором времени претворится в жизнь. Самое главное, они уже сейчас могут почувствовать свою социальную значимость в экологических вопросах.

         Разработка уроков или занятий по методикам инновационных технологий представляет собой сложную творческую задачу для преподавателя. Однако, учителю, как творческому человеку не стоит пугаться трудностей, а стоит искать пути для самосовершенствования. Внеурочное время дает возможность учителю это сделать.

Проводя социологические опросы и анализируя деятельность детей по экологическому образованию, прихожу к выводу, что активность по экологическим вопросам к концу года возрастает в несколько раз. Дети к этому времени умеют: оценивать свои действия, находить возможные пути решения экологических проблем,   иметь собственное осознанно-правильное отношение к  окружающей среде, работать в коллективе и находить друзей, а также могут почувствовать свою социальную значимость. А это для ребенка очень важно.

         Но главные результаты – долгосрочны. Опыт, полученный детьми в области экологического образования, будет определять их поведение в будущем. Но какому будущему быть зависит и  от нас с вами. Мы обязаны именно сейчас подготовить подрастающее поколение к ответственному принятию решений, способных повлиять на формирование будущего страны и мира в целом. Наша с детьми позиция такая: «Для сохранения себя –  познай и сохрани природу, а для сохранения  природы – измени себя». Без  этой простой, но очень важной истины, на мой взгляд, невозможно воспитать в современной молодежи духовно-нравственную личность, любящую свою Родину.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / 7-е изд. Изд. Альпина Паблишер, 2017
  2. Мансуров Н. А., Герасимова Т. Б. Новые подходы к организации и управлению проектной деятельностью в школе. Интернет-источник: duzsov.ucoz.ru/file/nov.podhod.doc