Международные сопоставительные исследования

Международные сравнительные исследования по оценке качества образования организуются и проводятся международными организациями:

  • Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement),
  • Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Международные сравнительные исследования позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Сравнение осуществляется не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании.

Виды исследований

  • TIMSS: международное сравнительное исследование качества общего образования (Third International Mathematics and Science Study).

Основной целью исследования является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе.

  • PISA: международное сравнительное исследование качества общего образования (Programme for International Student Assessment).

Целью исследования является оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

  • ICILS: международное исследование по изучению компьютерной и информационной грамотности обучающихся 8-х классов (International Computer and Information Literacy Study).

Цель исследования – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, проанализировать выявленные различия, способствовать продвижению обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях.

  • PIRLS: исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study).

Исследование проводится с целью сравнения уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявления и интерпретации различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению.

  • ICCS: международное исследование гражданского образования (International Civic and Citizenship Education Study).

Исследование дает информацию о концептуальном понимании и компетентностях в сфере гражданского образования, о предрасположенностях и отношении к нему у молодых людей.

  • REDS: Меры против сбоев в образовательном процессе (Responses to educational disruption survey).

Это совместный проект IEA, UNESCO, Европейской комиссии и Австралийского совета по исследованиям в области образования. Исследование разработано с целью оценки последствий, вызванных сбоем в образовательном процессе во время пандемии COVID-19, а также для освещения проблем, связанных с предоставлением образования на качественном уровне во время закрытия школ и после их открытия.

PISA

Информация о PISA


Основные подходы к оценке каждого из шести направлений функциональной грамотности обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания размещены на сайте: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».


Циклограмма проведения Всероссийского семинара про функциональную грамотность и PISA: https://docs.google.com/spreadsheets/u/0/d/1aB2uwb214JGc9y3jaAZM8YcKPRNJ1FWgsgVTgx-zyUs/htmlview#gid=1161341563

Инструктивные материалы: https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm

Спецификации работ 2022 г.

Направление функциональной грамотности

Вариант на РЭШ

Спецификация работы

1

Математическая грамотность

8 класс, вариант 2 2021 года

Скачать 

2

Читательская грамотность

8 класс, вариант 2 2021 года

Скачать 

3

Естественно-научная грамотность

9 класс, вариант 2 2021 года

Скачать

4

Финансовая грамотность

9 класс, вариант 1 2021 года

Скачать

5

Креативное мышление

9 класс, вариант 1 2021 года

Скачать 

Открытые задания PISA

Онлайн-задания по естествознанию:

  1. МИГРАЦИЯ ПТИЦ
  2. БЕГ В ЖАРКУЮ ПОГОДУ
  3. ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОНОВ ДОЛИНЫ
  4. МЕТЕОРОИДЫ И КРАТЕРЫ
  5. РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ РЫБ

Онлайн-задания «Совместное решение проблем»:

  1. СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Онлайн-задания по читательской грамотности:

  1. КУРИНЫЙ ФОРУМ
  2. РАПАНУИ
  3. КОРОВЬЕ МОЛОКО
  4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Задания представлены на официальном сайте ОЭСР.

PIRLS