Международные сопоставительные исследования
Международные сравнительные исследования по оценке качества образования организуются и проводятся международными организациями:
- Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement),
- Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Международные сравнительные исследования позволяют выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Сравнение осуществляется не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании.
Виды исследований
- TIMSS: международное сравнительное исследование качества общего образования (Third International Mathematics and Science Study).
Основной целью исследования является сравнительная оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе.
- PISA: международное сравнительное исследование качества общего образования (Programme for International Student Assessment).
Целью исследования является оценка способности учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
- ICILS: международное исследование по изучению компьютерной и информационной грамотности обучающихся 8-х классов (International Computer and Information Literacy Study).
Цель исследования – оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучить уровни подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, проанализировать выявленные различия, способствовать продвижению обучения в этой сфере на национальном и международном уровнях.
- PIRLS: исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study).
Исследование проводится с целью сравнения уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявления и интерпретации различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению.
- ICCS: международное исследование гражданского образования (International Civic and Citizenship Education Study).
Исследование дает информацию о концептуальном понимании и компетентностях в сфере гражданского образования, о предрасположенностях и отношении к нему у молодых людей.
- REDS: Меры против сбоев в образовательном процессе (Responses to educational disruption survey).
Это совместный проект IEA, UNESCO, Европейской комиссии и Австралийского совета по исследованиям в области образования. Исследование разработано с целью оценки последствий, вызванных сбоем в образовательном процессе во время пандемии COVID-19, а также для освещения проблем, связанных с предоставлением образования на качественном уровне во время закрытия школ и после их открытия.
PISA
Информация о PISA
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Основные результаты Российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация
- Информация об исследовании от издательства «Просвещение» (актуально на 25.08.2020)
Основные подходы к оценке каждого из шести направлений функциональной грамотности обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания размещены на сайте: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Инструктивные материалы: https://edsoo.ru/Instruktivnie_materiali_.htm
Спецификации работ 2022 г.
№ |
Направление функциональной грамотности |
Вариант на РЭШ |
Спецификация работы |
1 |
Математическая грамотность |
8 класс, вариант 2 2021 года |
|
2 |
Читательская грамотность |
8 класс, вариант 2 2021 года |
|
3 |
Естественно-научная грамотность |
9 класс, вариант 2 2021 года |
|
4 |
Финансовая грамотность |
9 класс, вариант 1 2021 года |
|
5 |
Креативное мышление |
9 класс, вариант 1 2021 года |
Открытые задания PISA
Онлайн-задания по естествознанию:
- МИГРАЦИЯ ПТИЦ
- БЕГ В ЖАРКУЮ ПОГОДУ
- ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОНОВ ДОЛИНЫ
- МЕТЕОРОИДЫ И КРАТЕРЫ
- РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ РЫБ
Онлайн-задания «Совместное решение проблем»:
Онлайн-задания по читательской грамотности:
Задания представлены на официальном сайте ОЭСР.