Партнерский проект «Математика и изобразительное искусство» Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея и ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга успешно реализуется с 2013 года. Проект стал возможен благодаря изданию пособия «Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве» и проявленному интересу к этой теме со стороны методического объединения учителей математики Центрального района.
Цель проекта — содействовать развитию у учащихся творческой и исследовательской деятельности на основе органично сочетающихся историко-художественных и математических знаний.
В процессе совместной творческой работы школьники под руководством учителей математики и сотрудников музея разрабатывают собственные проекты, принимают участие в интерактивных занятиях на экспозиции и представляют свои исследовательские работы на итоговой конференции в Русском музее.
В 2019 году участниками проекта стали ученики школ Центрального, Фрунзенского, Выборгского и Приморского районов, а также учащиеся Кадетского корпуса Следственного комитета Санкт-Петербурга.
Ежегодно организаторы проекта предлагают учащимся новые темы, раскрывающие основные точки соприкосновения науки и искусства. Темы выступлений участников конференции 2019 г.:
- «Танец, музыка, симметрия»
- «Законы красоты: симметрия и золотое сечение»
- «Золотое сечение в картинах Русского музея»
- «Шедевры Русского музея глазами математики»
- «Перспектива – мастер-класс для восьмиклассников»
- «Виды перспективы в экспонатах Русского музея»
- «Особенности композиции в древнерусской живописи. Обратная перспектива»
- «Геометрия в искусстве»
Согласно принятому Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), ведение проектной деятельности становится обязательным для учащихся основной школы.
В связи с этим возникает необходимость:
- накопления перспективных направлений ведения проектной деятельности для учащихся;
- установления партнерских связей с организациями, имеющими ресурсы, которые могут быть использованы при осуществлении учебных проектов;
- разработки научно-методического сопровождения педагогов по организации и руководству проектной деятельностью.
Проект осуществляется в течение учебного года и имеет несколько составляющих:
- предметная (образовательная) составляющая, в ходе которой учащиеся приобретают новые для себя знания по математике, изобразительному и народному искусству, архитектуре, а также об их интеграции;
- практическая составляющая, которая предполагает творческое выполнение проектного задания на основе полученных знаний;
- презентационная составляющая, реализуемая в ходе проведения итоговой научно-практической конференции;
- разработка и реализация мониторинга эффективности проекта, обобщение его результатов.
Участники проекта воплощают в жизнь новые знания, впечатления и образы в виде персональных и коллективных творческих работ. Рамок и границ в выполнении заданий нет. Поэтому они выливаются в самые разнообразные формы: исполнение вышивок, чеканки, написание сказок, стихов, рисунков, есть даже готовый макет здания Михайловского дворца!
Несколько цитат из отзывов участников проекта:
- «У учеников изменился взгляд на курс геометрии: они обнаружили, что «скучные формулировки из учебника» реализуются в окружающем мире, … и выказали желание продолжить работу над проектом» (Елена Петровна Ермолина, учитель математики лицея №214 Центрального района Санкт-Петербурга)
- «Дискуссия за круглым столом помогла мне выявить интересы и возможности учащихся» (Татьяна Анатольевна Воронина, учитель математики школы №222 «Петришуле» Центрального района Санкт-Петербурга).
- «Вовлечение учащихся в проектную деятельность положительным образом отразилось и на качестве их знаний по математике. Позволило каждому из них проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат» (Татьяна Николаевна Герасимова, учитель математики школы №294 Центрального района).
Совместная работа учителей математики Центрального района под руководством методиста ИМЦ в сотрудничестве с Государственным русским музеем над партнерским проектом «Математика и изобразительное искусство», который реализуется с 2013 года, позволила издать пособие «Математика и изобразительное искусство: альбом для чтения и творчества». Подробнее>>>