Повышение качества образования
В настоящее время поддержка школ с низкими образовательными результатами является стандартной практикой стран – лидеров международных образовательных рейтингов. Первостепенная задача – выявление образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов. Для ее решения целесообразно использовать данные о результативности и условиях обучения, собираемые в рамках мониторинговых процедур.
В Центральном районе Санкт-Петербурга реализуются следующие проекты повышения качества образования:
- федеральный проект повышения качества образования: «500+»
- региональный проект повышения качества образования
- районный проект повышения качества образования: «КИО»
Образовательные организации Центрального района, находящиеся в федеральном списке школ, имеющих низкие образовательные результаты (ШНОР), участвуют в реализации мероприятий регионального проекта по оказанию адресной организационной и методической поддержки образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся.
Перечень таких школ ежегодно формируется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) согласно утвержденной методике и по согласовывается с Комитетом по образованию.
В 2022 г. в такой список попало 6 образовательных организаций Центрального района, с которыми в течении 2023 г. организуется методическая работа.
Координатор регионального проекта в Центральном районе:
- Овчинников Тимур Альбертович, заведующий ЦОКО Центрального района.
Кураторы регионального проекта:
- Витте Ирина Яковлевна, директор ГБОУ лицея №214,
- Калашникова Маргарита Анатольевна, директор ГБОУ школы №169,
- Лысакова Ирина Васильевна, директор ГБОУ гимназии №190,
- Морозов Антон Юрьевич, директор ГБОУ школы №222,
- Шуйская Ольга Евгеньевна, директор ГБОУ гимназии №155.
Сайт ФИОКО: https://fioco.ru/antirisk
Сайт СПб АППО: https://spbappo.ru/proyekt500plus/
Районный проект «КИО» — кластер интеллектуального образования. Это долгосрочный проект, в рамках которого будет реализовываться и анализироваться много разнообразных методик повышения качества образования.
В проекте КИО участвуют школы района, показывающие низкие образовательные результаты, в том числе находящиеся в сложном социальном контексте.
Координатор и куратор районного проекта в Центральном районе:
Овчинников Тимур Альбертович, заведующий ЦОКО Центрального района.
Методические материалы
Видимое обучение: что влияет на успеваемость школьников?
Видимое обучение: что влияет на успеваемость школьников?
В книге «Видимое обучение» Джон Хэтти обобщил результаты более 50 тысяч исследований и выявил факторы, которые влияют на достижения учеников.
Впервые книга была опубликована в 2009 году, и с тех пор исследование не прекращается. На сегодняшний день это одно из самых масштабных мировых исследований в образовании.
Джон Хэтти — профессор Мельбурнского университета и глава Мельбурнского научно-исследовательского института образования. Ученый выступает за использование в образовании методов с доказанной эффективностью.
По словам Джона Хэтти, книга «Видимое обучение» — это результат 15 лет исследований того, что лучше всего подходит для обучения в школе. В работе ученый использовал метод метаанализа. Он проанализировал результаты 800 исследований и выделил факторы, влияющие на эффективность обучения.
10 факторов, которые больше всего влияют на успеваемость учеников.
1. Самостоятельное оценивание учеников. Возможность самостоятельно оценить качество своей работы повышает вовлеченность детей в процесс обучения. Регулярно позволяйте ученикам оценить самих себя, и они начнут прикладывать больше усилий, чтобы соответствовать собственным ожиданиям.
2. Программы по Пиаже. Согласно теории психолога Жана Пиаже, есть четыре стадии развития детского интеллекта: стадия сенсомоторного интеллекта, период предоперационных представлений, период конкретных операций и период формальных операций. Наибольшую эффективность дают учебные программы, разработанные с учетом стадий развития интеллекта.
3. Формирующее оценивание дает возможность оценить успехи ученика и выявить трудности не в конце обучения, как это делает итоговое оценивание, а в процессе. Формирующее оценивание дает обратную связь и учителю, и ученику. Благодаря своевременной обратной связи вы улучшите свои методы преподавания, а ученики лучше усвоят новые материалы.
4. Микрообучение — практика записи коротких видеоуроков для дальнейшего анализа. Микрообучение происходит так: учитель записывает небольшое видео своего урока, а затем обсуждает в группе коллег. Сначала учитель сам оценивает результаты своей работы, затем команда дает обратную связь. Благодаря микрообучению вы сможете увидеть свое преподавание со стороны, найти сильные и слабые стороны и выбрать эффективные методы обучения.
5. Ускоренное обучение позволяет сократить время обучения. Например, в России существует практика трехлетнего обучения в начальной школе. Дети не учатся в четвертом классе, а учебную программу четырех лет осваивают за три года. Благодаря ускоренной программе повышается интенсивность обучения. Ускоренное обучение подходит для хорошо подготовленных и интеллектуально развитых детей.
6. Атмосфера в классе. Задача учителя — создать и поддерживать в классе рабочую атмосферу. В этом поможет набор правил, которых ученики должны придерживаться. Проблем с поведение можно избежать, если повысить вовлеченность детей в учебный процесс и заинтересовать предметом. Например, использовать современные технологии и другие инструменты.
7. Помощь ученикам с особенностями развития. Дети с особенностями развития требуют особого подхода. Чтобы ученики лучше усваивали новый материал, учитель должен разработать особую стратегию обучения и выбрать подходящие методы и технологии. К примеру, детям с дислексией необходимо давать больше времени на работу текстом и специальные задания.
8. Понятные цели и конкретные критерии оценивания. Важно объяснить ученикам, какого результата вы от них ждете и как будете их оценивать. Расскажите им, за что ставите двойку, а за что — пятерку. Спросите их, какую оценку они считают уместной за тот или иной набор ошибок. Детям будет приятнее следовать «правилам игры», если они вместе с вами участвовали в их создании.
9. Взаимное обучение — это техника обучения, которая помогает лучше понять текст и развивает навыки чтения. Взаимное обучение проходит в форме диалога с учителем и состоит из четырех этапов: прогнозирование, вопрос, уточнение и итог. На первом этапе ученики на основе прочитанного пытаются угадать, что будет дальше в тексте. Второй этап — ребята задают вопросы по тексту и отвечают на них. На третьем этапе уточняются незнакомые слова, непонятные фразы и запутанные моменты. В итоге ученики выделяют главные идеи и особые детали, оценивают текст и его содержание.
10. Обратная связь во многом влияет на процесс обучения и достижения учеников, но это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Эффективные отзывы содержат конкретные замечания и дают дальнейшие указания. По мнению Хэтти, самая важная обратная связь — это та, которую дает ученик учителю. Благодаря этому учитель видит, какие трудности испытывает ученик и что нужно изменить в процессе обучения. Школьное образование — динамичная сфера, которая постоянно меняется. Команда Хэтти продолжает исследование и анализирует новые факторы, влияющие на работу учителей и обучение школьников.
Реализация проекта "Кластер интеллектуального образования"
Расписание встреч с управленческими командами школ - участников проекта "КИО" (2020 г.)
01.10.2020, 15:30 |
Как повысить образовательные результаты (школы с низкими образовательными результатами, школы со сложным социальным контекстом) |
12.10.2020, 15:30 |
Инструменты управления профессиональным развитием педагогов |
21.10.2020, 15:40 |
Практико-ориентированный семинар для руководителей и координаторов управленческих команд участников проекта «КИО» |
11.11.2020, 16:00 |
Семинар в формате МастерМайнд «Как мотивировать к учебе и повысить успешность учащихся» |
25.11.2020, 15:30 |
Онлайн вебинар «Разработка школьных программ улучшения результатов» |
09.12.2020, 15:00 |
Онлайн вебинар для участников проекта «КИО» |
23.12.2020, 15:00 |
Онлайн вебинар «Защита программ перехода школ в эффективный режим» |
20.01.2021, 15:00 |
Мастермайнд для управленческих команд «Программа перевода школы в эффективный режим» |
План 2 этапа реализации проекта «КИО» (2021 г.)
Январь-август, 2021
Январь, 2021 |
Завершение углубленной диагностики школьных процессов |
Январь-февраль, 2021 |
Детализированная разработка Программы перехода школы в эффективный режим работы |
Март, 2021 |
Рассмотрение на Совете по развитию «Программ перехода школы в эффективный режим работы» (далее Программа) |
26.01.2021 – совещание для участников |
Представление в рамках ПМОФ на «Ярмарке педагогических идей» опыта школьных |
Март–май, 2021 |
Определение и запуск пилотных педагогических групп в рамках реализации выбранных приоритетов Программы |
Июнь – август, 2021 |
Управленческий пит-стоп / Дневник проекта / Календарь отслеживания результатов работы / |
Август, 2021 |
Августовский педагогический совет – Представление управленческого опыта (район) |
3 этап проекта – Реализация Программы (сентябрь-декабрь, 2021)
Совещания в Отделе образования Администрации Центрального района (июнь 2022 г.)
- 08.06.2022 — совещание с ОО «КИО-1»
- 10.06.2022 — совещание с ОО «КИО-2»