Повышение качества образования района

В целях повышения качества образования района реализуется проект «КИО» — кластер интеллектуального образования. Это долгосрочный проект, в рамках которого будет реализовываться и анализироваться много разнообразных методик повышения качества образования.

В проекте КИО участвуют школы района, показывающие низкие образовательные результаты, в том числе находящиеся в сложном социальном контексте.


Видимое обучение: что влияет на успеваемость школьников?

В книге «Видимое обучение» Джон Хэтти обобщил результаты более 50 тысяч исследований и выявил факторы, которые влияют на достижения учеников.

Впервые книга была опубликована в 2009 году, и с тех пор исследование не прекращается. На сегодняшний день это одно из самых масштабных мировых исследований в образовании.

Джон Хэтти — профессор Мельбурнского университета и глава Мельбурнского научно-исследовательского института образования. Ученый выступает за использование в образовании методов с доказанной эффективностью.

По словам Джона Хэтти, книга «Видимое обучение» — это результат 15 лет исследований того, что лучше всего подходит для обучения в школе. В работе ученый использовал метод метаанализа. Он проанализировал результаты 800 исследований и выделил факторы, влияющие на эффективность обучения.

10 факторов, которые больше всего влияют на успеваемость учеников.

1. Самостоятельное оценивание учеников. Возможность самостоятельно оценить качество своей работы повышает вовлеченность детей в процесс обучения. Регулярно позволяйте ученикам оценить самих себя, и они начнут прикладывать больше усилий, чтобы соответствовать собственным ожиданиям.

2. Программы по Пиаже. Согласно теории психолога Жана Пиаже, есть четыре стадии развития детского интеллекта: стадия сенсомоторного интеллекта, период предоперационных представлений, период конкретных операций и период формальных операций. Наибольшую эффективность дают учебные программы, разработанные с учетом стадий развития интеллекта.

3. Формирующее оценивание дает возможность оценить успехи ученика и выявить трудности не в конце обучения, как это делает итоговое оценивание, а в процессе. Формирующее оценивание дает обратную связь и учителю, и ученику. Благодаря своевременной обратной связи вы улучшите свои методы преподавания, а ученики лучше усвоят новые материалы.

4. Микрообучение — практика записи коротких видеоуроков для дальнейшего анализа. Микрообучение происходит так: учитель записывает небольшое видео своего урока, а затем обсуждает в группе коллег. Сначала учитель сам оценивает результаты своей работы, затем команда дает обратную связь. Благодаря микрообучению вы сможете увидеть свое преподавание со стороны, найти сильные и слабые стороны и выбрать эффективные методы обучения.

5. Ускоренное обучение позволяет сократить время обучения. Например, в России существует практика трехлетнего обучения в начальной школе. Дети не учатся в четвертом классе, а учебную программу четырех лет осваивают за три года. Благодаря ускоренной программе повышается интенсивность обучения. Ускоренное обучение подходит для хорошо подготовленных и интеллектуально развитых детей.

6. Атмосфера в классе. Задача учителя — создать и поддерживать в классе рабочую атмосферу. В этом поможет набор правил, которых ученики должны придерживаться. Проблем с поведение можно избежать, если повысить вовлеченность детей в учебный процесс и заинтересовать предметом. Например, использовать современные технологии и другие инструменты.

7. Помощь ученикам с особенностями развития. Дети с особенностями развития требуют особого подхода. Чтобы ученики лучше усваивали новый материал, учитель должен разработать особую стратегию обучения и выбрать подходящие методы и технологии. К примеру, детям с дислексией необходимо давать больше времени на работу текстом и специальные задания.

8. Понятные цели и конкретные критерии оценивания. Важно объяснить ученикам, какого результата вы от них ждете и как будете их оценивать. Расскажите им, за что ставите двойку, а за что — пятерку. Спросите их, какую оценку они считают уместной за тот или иной набор ошибок. Детям будет приятнее следовать «правилам игры», если они вместе с вами участвовали в их создании.

9. Взаимное обучение — это техника обучения, которая помогает лучше понять текст и развивает навыки чтения. Взаимное обучение проходит в форме диалога с учителем и состоит из четырех этапов: прогнозирование, вопрос, уточнение и итог. На первом этапе ученики на основе прочитанного пытаются угадать, что будет дальше в тексте. Второй этап — ребята задают вопросы по тексту и отвечают на них. На третьем этапе уточняются незнакомые слова, непонятные фразы и запутанные моменты. В итоге ученики выделяют главные идеи и особые детали, оценивают текст и его содержание.

10. Обратная связь во многом влияет на процесс обучения и достижения учеников, но это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Эффективные отзывы содержат конкретные замечания и дают дальнейшие указания. По мнению Хэтти, самая важная обратная связь — это та, которую дает ученик учителю. Благодаря этому учитель видит, какие трудности испытывает ученик и что нужно изменить в процессе обучения. Школьное образование — динамичная сфера, которая постоянно меняется. Команда Хэтти продолжает исследование и анализирует новые факторы, влияющие на работу учителей и обучение школьников.

Расписание встреч с управленческими командами школ - участников проекта "КИО"

01.10.2020, 15:30

Как повысить образовательные результаты (школы с низкими образовательными результатами, школы со сложным социальным контекстом)

12.10.2020, 15:30

Инструменты управления профессиональным развитием педагогов

21.10.2020, 15:40

Практико-ориентированный семинар для руководителей и координаторов управленческих команд участников проекта «КИО»

11.11.2020, 16:00

Семинар в формате МастерМайнд «Как мотивировать к учебе и повысить успешность учащихся»

25.11.2020, 15:30

Онлайн вебинар «Разработка школьных программ улучшения результатов»

09.12.2020, 15:00

Онлайн вебинар для участников проекта «КИО»

23.12.2020, 15:00

Онлайн вебинар «Защита программ перехода школ в эффективный режим»

20.01.2021, 15:00

Мастермайнд для управленческих команд «Программа перевода школы в эффективный режим»

ПЛАН 2 этапа реализации проекта «КИО»

Январь-август, 2021

Январь, 2021

Завершение углубленной диагностики школьных процессов

Январь-февраль, 2021

Детализированная разработка Программы перехода школы в эффективный режим работы
(она же – Программа повышения образовательных результатов учащихся)

Март, 2021
(16.03.2021 — возможны изменения)

Рассмотрение на Совете по развитию
«Программ перехода школы в эффективный режим работы» (далее Программа)

26.01.2021 – совещание для участников
24.03.2021 – Ярмарка пед. идей

Представление в рамках ПМОФ на «Ярмарке педагогических идей» опыта школьных
управленческих команд участников проекта «КИО»

Март–май, 2021

Определение и запуск пилотных педагогических групп в рамках реализации выбранных
приоритетов Программы

Июнь – август, 2021

Управленческий пит-стоп / Дневник проекта / Календарь отслеживания результатов работы /

Август, 2021

Августовский педагогический совет – Представление управленческого опыта (район)

3 этап проекта – Реализация Программы (сентябрь-декабрь, 2021)