Опытно-экспериментальная работа
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.06.2020 № 1287-р «О признании образовательных учреждений экспериментальными площадками Санкт-Петербурга» ИМЦ признан экспериментальной площадкой с 01.09.2020 по 31.08.2023 по теме «Обновление технологий обучения по предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание) в основной и средней школе с использованием элементов сетевого обучения для обеспечения качественного образования».
ИМЦ — региональная экспериментальная площадка
Инновационный продукт
представлен в 2022 году на конкурс результатов инновационной деятельности «Сильные решения»
- Информационная справка об участнике конкурса «Сильные решения»
- Продукт инновационной деятельности
- Аннотация к продукту инновационной деятельности
Объединение образовательных организаций: ГБУ ИМЦ Центрального района, ГБОУ гимназия №171 и ГБОУ гимназия №155.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 155 Центрального района Санкт-Петербурга
Нормативные документы
по реализации ОЭР в ИМЦ Центрального района
В целях организации деятельности опытно-экспериментальной площадки Санкт-Петербурга разрабатывается система нормативно-организационных документов, регламентирующих деятельность ГБУ ИМЦ Центрального района в режиме экспериментальной площадки Санкт-Петербурга.
Сетевое взаимодействие
Реестр договоров о сотрудничестве и взаимодействии
Механизм эффективной реализации проекта ОЭР предусматривает сетевое взаимодействие с ГБУ ИМЦ Центрального района, ГБОУ гимназия №171 и ГБОУ гимназия №155.
Сетевое объединение «Лингва» – лидеры кластера Лингва: ГБОУ №№ 155, 157, 171, 183, 185, 204, 222, 636.
Кластер «Лингва» – один из кластеров программы РОС – 2019-2024 Центрального района Санкт-Петербурга, реализующий концепцию единого поликультурного и многоязычного образовательного пространства на основе объединения интеллектуальных и материально-технических ресурсов ОУ гуманитарного профиля.
Список участников внутрикластерного методического объединения
План работы районного кластера «Лингва» на 2021-2022 учебный год
Аналитические справки, отчеты, инновационные продукты
Инновационный продукт
Сетевая платформа. Материалы ОЭР
Инновационный продукт — УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ОТ ТЕКСТА К СМЫСЛУ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ
Независимая оценка качества результатов инновационной деятельности
Повышение квалификации педагогов
В рамках опытно-экспериментальной работы ГБУ ИМЦ Центрального района разработаны и утверждены дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников. Профессиональное развитие педагогов осуществляется в рамках внутришкольного (внутрикорпоративного) обучения и прохождения дистанционного обучения на курсах повышения квалификации в СПБ АППО.
2020-2021
— дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование современного пространства урочной и внеурочной деятельности в контексте ФГОС», 108ч. — заместители директора, методисты, учителя предметники (01.10.2020 — 26.12.2020), обучено 14 слушателей, СПб АППО. Аннотация программы.
— система семинаров по повышению квалификации «От текста к смыслу», 13ч, в формате офлайн и онлайн – для заместителей директора, методистов, педагогических работников образовательных организаций Центрального района (16.09.2020 – 16.12.2020), обучено 100 слушателей, ИМЦ Центрального района.
План системы семинаров «От текста к смыслу»
в ИМЦ Центрального района
по повышению квалификации педагогов
(16.09.2020 – 16.12.2020)
№ |
Дата проведения |
Название семинара |
Кто проводил |
Кол-во часов |
Ссылка на материалы |
1 |
16.09.2020 |
Обновление технологий обучения по предметам гуманитарного цикла |
Муштавинская И.В., к.п.н., зав. кафедрой основного и общего среднего образования СПб АППО |
3 |
|
2 |
07.10.2020 |
Читательская грамотность в заданиях и комментариях |
Свирина Н.М., доктор педагогических наук, профессор |
2,5 |
|
3 |
14.10.2020 |
Особенности заданий по функциональной грамотности (читательская грамотность) |
Киселев Ю.П., преподаватель кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО |
2,5 |
|
4 |
18.11.2020 |
Теория и практика смыслового чтения (часть 1) |
Свирина Н.М., доктор педагогических наук, профессор |
2,5 |
|
5 |
16.12.2020 |
Теория и практика смыслового чтения (часть 2) |
Свирина Н.М., доктор педагогических наук, профессор |
2,5 |
|
ИТОГО |
13 |
|
2021-2022
— Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Технологии развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций»
Программа повышения квалификации по читательской грамотности
— План по повышению квалификации «Технологии развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций», 36ч, в формате офлайн и онлайн – для кластера «Лингва»: заместителей директора, методистов, педагогических работников образовательных организаций Центрального района (28.09.2021 – 21.12.2021), обучено 30 слушателей
Публикации и выступления по теме ОЭР
по реализации ОЭР в ИМЦ Центрального района
В целях организации деятельности опытно-экспериментальной площадки Санкт-Петербурга разрабатывается система нормативно-организационных документов, регламентирующих деятельность ГБУ ИМЦ Центрального района в режиме экспериментальной площадки Санкт-Петербурга.
Публикации 2020-2021 гг.
— Свирина Н.М. Учебные возможности книжных новинок для детей и подростков при формировании читательской грамотности. В журнале Непрерывное образование, № 3, 2020, сс.74-81.
— Муштавинская И.В. Вопросы формирования и оценки функциональной грамотности в опытно-экспериментальной работе школ Санкт-Петербурга» //И.Ю.Алексашина, И.В. Муштавинская, Н.М. Свирина и др./ , коллективная монография «Профессиональное развитие педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся» , СПб. СПб АППО. 2021 г.
— Викулова Л.В., Обновление технологий и содержания в рамках профильного обучения: опыт гимназии» //И.В. Муштавинская, Л.В. Викулова / Ж-л «Непрерывное образование в Санкт-Петербурге» № 1(13). 2021 г.
— Салыгина И.А. Адаптация к онлайн обучению: компетенции педагога /IV научно-практическая конференция «Образовательная динамика сетевой личности». СПб, 28 января 2021 года // ГОСТИННАЯ ШТОЛЯ: сетевой научно-педагогический видео журнал. 2021. №1 (январь-март). ART 210128
— Лебедева С. С. Зарубежные практики преподавания литературы: тенденции и приоритеты//Проблемы современного педагогического образования/Сборник научных трудов. Ялта. №69-3, 2020
https://drive.google.com/file/d/1EZDC5MRT6XLlzn0xYb377rzPzvoMYf4J/view?usp=sharing
— Лебедева С. С. Образная символизация и смысловое чтение художественного текста//Проблемы современного педагогического образования/Сборник научных трудов. Ялта. №69-3, 2020. С. 175-179
https://drive.google.com/file/d/14rS-zBFmARkPIRpWpTApjKpLHyuRxPxY/view?usp=sharing
— Гусев А.Ю. Проблемы взаимодействия семьи и школы в художественном воспитании младших школьников // Бизнес. Образование. Право. — 2020 — № 2 (51). — с. 424-430.
— Лебедева И.А., Шуйская О.Е. Социокультурная среда школы как фактор воспитания и личностного развития обучающихся/Воспитание и социализация в современной социокультурной среде/сборник научных татей Международной научно-практической конференции — отв. ред. С.В. Кривых, А.Д. Абашина : СПб., изд-во РГПУ им. А.И. Герцена
— Лунько А.А., Малиновская Н.В. Исследование проблемы установления межпредметных связей биологии с другими дисциплинами в современной школьной практике. //Проблемы биологического и экологического образования школьников и студентов. Сборник статей Всероссийских с международным участием студенческих Герценовских чтений, 15 апреля 2020 года, Санкт-Петербург. Выпуск 6 – СПб.: Свое издательство, 2020 – 106 с.
— Гусев А.Ю. Методы исследования взаимодействия педагога и семьи в условиях социокультурной среды школы // Материалы VII Всероссийской науч.-практич. конф. «Педагогическая наука и современное образование». Ч. 1 Современные ориентиры выбора методов исследования / под ред. И.С. Батраковой, И.В. Гладкой, С.А. Писаревой, А.П. Тряпицыной. СПб : РГПУ им. А.И. Герцена, 2020 — С. 81-84.
— Гусев А.Ю. Художественное воспитание младших школьников в современной социокультурной среде // Академия профессионального образования. – 2020 – № 5(96). – С. 59-63
— Лунева К.С. «Храним память о детях блокадной поры» — ж-л «Педагогика онлайн», №2, 2020, http://xn--80aaiacfzq7af.xn--80asehdb/index.php/archive/332-2-2020
— Тюпина Е.Г. «Реализация концепта LOVE в современной прозе – статья, 19.08.2020 http://nsportal.ru/node/4535857
— Тюпина Е.Г. Методическая разработка урока по теме Shopping (модуль 2b) к учебнику Spotlight 8 http :// nsportal . ru / node /2542687 от 19.08.2020 г .
— Тюпина Е.Г. Методическая разработка урока по теме Obento a tasty tradition (модуль 2а) к учебнику Spotlight 8 -от 19.08.2020 г. – http :// nsportal . ru / node /2542233
-И.А. Лебедева, О.Е. Шуйская, Смысловое чтение как основа формирования историко-культурной памяти поколений: сборник материалов II Международной научно-практической Интернет-конференции педагогов «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде». / Отв. ред. С.В. Кривых, И.А. Лебедева, О.Е. Шуйская // – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2021.
https://disk.yandex.ru/i/EbD7clNrH7X7bg
Презентации выступлений 2020-2021 гг.
24.11.2020 — Международной научно-практической конференции «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде», Дискуссионная площадка №3 — «Cмысловое чтение как основа формирования историко-культурной памяти поколений».
Программа дискуссионной площадки
— Салыгина И.А., «Смысловое чтение как инструмент социализации личности»
— Петрова О.В., «Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы через раскрытие культурно-исторического контекста»
— Лебедева С.С., «Стратегии смыслового чтения художественного текста на уроках литературы»
— Федорова В.О., «Технология организации исследовательской деятельности как основа формирования ценностно-смысловой образовательной коммуникации»
— Аграшкин А.В., «Общешкольный проект «Метапредметная неделя» как одно из условий формирования ценностно-смысловой образовательной коммуникации»
14.05.2021 — Районный семинар «Обновление технологий обучения по предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание) в основной и средней школе с использованием элементов сетевого обучения для обеспечения качественного образования»
— Салыгина И.А. — «Создание единого методического и образовательного пространства для повышения доступности и качества гуманитарного образования»
— Муштавинская И.В. — «Смысловое чтение и читательская грамотность: современный контекст и опыт программы ОЭР»
— Викулова Л.В. — «Смысловое чтение и читательская грамотность: современный контекст и опыт программы ОЭР»
— Субботина Н.И. — «Методики, оценивающие сформированность смыслового чтения/читательской грамотности»
— Киселев Ю.П. — «Диагностический инструментарий оценки читательской грамотности в формате PISA»
— Обзор программ внеурочной деятельности, направленных на развитие смыслового чтения — http://gip2020.tilda.ws/rekomend
— Свирина Н.М. — «Программа повышения квалификации для кластера «Лингва»: «Технология развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций»
Материалы: https://drive.google.com/drive/folders/1uNdEwNtIlyrBlnDGjGkdRlTXnlre2Flp
Участники: сетевое объединение «Лингва» (155, 157, 171, 183, 185, 204, 222, 636), ИМЦ и учителя гуманитарного цикла (169, 207, 211, 209, 166)
Ссылка на входную анкету «Функциональная грамотность»: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdhQj4u1p9xPQAmNamC76LV_iAkR7A_a38B04Vk3A1bjA7WVw/viewform
Ссылка на сайт программы «От текста к смыслу»: http://gip2020.tilda.ws/o-proekte
25.03.2021 — Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифра и гуманитарное образование: современные технологии обучения учебным предметам гуманитарного цикла»
— Салыгина И.А., Создание единого профессионального методического пространства для повышения качества образования в направлении новых исследований качества в формате PISA.
— Субботина Н.И., Использование технологии смыслового чтения в обучении для формирования функциональной грамотности учащихся.
Презентации выступлений 2021-2022 гг.
01.11.2021 — Всероссийская образовательная управленческая стажировка «Ресурсы корпоративной культуры образовательной организации в достижении высоких образовательных результатов обучающихся»
Программа образовательной управленческой стажировки
— Обзор программ, направленных на развитие смыслового чтения
— http://gip2020.tilda.ws/rekomend
25.11.2021
Фестиваль педагогических идей «Город мастеров»
Мастер-класс «Искусство задавать вопросы», Зезкова М.А., заместитель директора
Мастер-класс «Что хотел сказать автор», Лебедева С.С., учитель русского языка и литературы
26.10.2021
Районный семинар «Технологии развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций»
Мастер-класс «Приемы работы с текстами различной функциональности», Михайлова И.С.,учитель английского языка
Мастер-класс «Стратегии смыслового чтения», Лебедева С.С., учитель русского языка и литературы
Мастер-класс «Карты смыслового чтения предметов обществоведческого цикла», Дегтярева О.А., Титова Д.А., учителя истории
Мастер-класс «Технологии разработки карт смыслового чтения текстов различной функциональности», Днова О.И., учитель французского языка
Мастер-класс «Лингвокультурологические задачи (ЛКЗ)», Шелгунова Г.В., Жменя Е.С., учителя русского языка и литературы
Мастер-класс «Разработка заданий, формирующих читательскую грамотность», Викулова Л.В., заместитель директора по ОЭР
Городской уровень
27.10.2021
Городской семинар «Развитие личности учащихся основной и старшей школы при участии во внеурочной деятельности и мероприятиях дополнительного образования»
Выступление «Мои предметы на французском, Толвай Н.Г., учитель французского языка, Кирьянова А.Е., учитель математики
16.12.2021
Городской семинар «Функциональная (читательская) грамотность как ключевая тема работы метапредметного методического объединения «Лингва» Центрального района»
Выступление «Сетевая поддержка проекта опытно-экспериментальной работы по обновлению технологий обучения по предметам гуманитарного цикла «От текста к смыслу»», Викулова Л.В., зам. директора по ОЭР
Выступление «Описание содержательного и технологического наполнения модели технологии «От текста к смыслу» на уроках истории», Дегтярева О.А., методист, учитель истории и обществознания
https://cloud.mail.ru/public/JYJ3/CQJx6g1mR
23.12.2021
Всероссийский митап «Учитель учителю учитель»
Мастер-класс. «Искусство задавать вопросы», Зезкова М.А., заместитель директора по УВР, и.о. директора
03.03.2022
Дискуссионный круглый стол «Образование 21 века: вызовы, проблемы, решения»
Выступление «Инновационная деяльность как фактор повышения качества образования», Зезкова М.А., заместитель директора по УВР, и.о. директора
19.04.2022
Городской проект на базе РГПУ им. А.И. Герцена «Педагогические сезоны» очные педагогические мастерские и вебинар «Пед.Lab. Развитие функциональной грамотности»
Выступление «Международные проекты в формировании функциональной грамотности», Толвай Н.Г., учитель французского языка
Выступление «Игровая деятельность в развитии метапредметных результатов», Кирьянова А.Е., учитель математики
Выступление «Модульный принцип построения учебного предмета», Дегтярева О.А., методист, учитель истории и обществознания
Выступление «Эффективные механизмы формаирования функциональной грамотности», Викулова Л.В., зам. директора по ОЭР
Выступление «Лингвокультурологические задачи», Жменя Е.С., учитель русского языка и литературы
https://cloud.mail.ru/public/W4PU/k7ho2baDs
Всероссийский уровень
01.11.2021
Всероссийская образовательная управленческая стажировка «Ресурсы корпоративной культуры образовательной организации в достижении высоких образовательных результатов обучающихся»
Выступление «Сетевая поддержка ОЭР», Викулова Л.В., зам. директора по ОЭР
https://cloud.mail.ru/public/Qhbb/w2qcjUPgf
24.11.2021
Всероссийский методический марафон (с международным участием) «Лучшие практики методической работы учителей иностранного языка»
Выступление «Мои предметы на французском», Толвай Н.Г., учитель французского языка, Кирьянова А.Е., учитель математики
28.01.2022
Всероссийский обучающий проблемный семинар
«Актуальные проблемы организации и оценивания исследовательской и проектной деятельности» https://cloud.mail.ru/public/jDHW/CxAD45upy
Выступление «Проектная работа как инструмент формирования функциональной грамотности обучаемых», Михайлова И.С., учитель английского языка
Выступление «Организация проектной деятельности в контексте надпредметных технологий», Григорьева Е.С., Мушарова Е.Н., учителя французского языка
25.03.2022
Ярмарка педагогических идей (площадка ПМОФ-2022)
Выступление «Международные проекты в формировании функциональной грамотности», Толвай Н.Г., учитель французского языка
Выступление «Игровая деятельность в развитии метапредметных результатов», Кирьянова А.Е., учитель математики
Выступление «Модульный принцип построения учебного предмета», Дегтярева О.А., методист, учитель истории и обществознания
Выступление «Эффективные механизмы формаирования функциональной грамотности», Викулова Л.В., зам. директора по ОЭР
Выступление «Лингвокультурологические задачи», Жменя Е.С., учитель русского языка и литературы
https://cloud.mail.ru/public/xWTd/3rTgu8PMf
30.03.2022
Всероссийская научно-практическая конференция
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Секция № 3
Дискуссионная площадка «Технологии формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности»
Выступление «Формирование читательской грамотности как метапредметного результата»
https://cloud.mail.ru/public/sXC9/A8UyxWrd6
Сертификаты участия в мероприятии
12.02.2021 — Семинар «Формирование культуры чтения как ключевой компетенции современного образования
Петербургский международный образовательный форум
23.03.2021 — Сертификат_1
25.03.2021 — Сертификат_2
Публикации 2021-2022
— Кирьянова А.Е., Толвай Н.Г. Игра «Мои предметы на французском» // Развитие личности учащихся основной и старшей школы при участии во внеурочной деятельности и мероприятиях дополнительного образования: сборник статей по итогам городского семинара (Санкт-Петербург, 27 октября 2021 г.) / Под общей редакцией Лысеченковой С.А., к.п.н., доцента кафедры иностранных языков СПб АППО. – СПб: Издательство «ЛЕМА», 2021
— А.А. Лебедева И.А., Лунько. Развитие критического мышления обучающихся на уроках биологии // Сборник статей «Колпинские чтения». – 2022 — Январь-февраль.
— Белова С.В. Психотехнические приемы для обучения навыкам и умениям лексико-грамматического оформления речевых высказываний при изучении иностранного языка // Образование и наука в России и за рубежом, №1, 2021. С. 13-18
— Григорьева Е.А., Мушарова Е.Н. Конкурсная деятельность как одно из условий реализации личности. Развитие soft-skills», сборник по итогам городского семинара «Развитие личности учащихся средней и старшей школы при участии во внеурочной деятельности и в мероприятиях дополнительного образования (конкурсы, олимпиады, фестивали) // Развитие личности учащихся основной и старшей школы при участии во внеурочной деятельности и мероприятиях дополнительного образования: сборник статей по итогам городского семинара (Санкт-Петербург, 27 октября 2021 г.) / Под общей редакцией ЛысеченковойС.А., к.п.н., доцента кафедры иностранных языков СПб АППО. – СПб: издательство «ЛЕМА», 2021
— Викулова Л.В., Муштавинская И.В. Обновление технологий и содержания в рамках профильного обучения: опыт гимназии // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге, № 1(13), 2021
— Зезкова М.А. Современное образование: вызовы времени // научно-практический журнал «Magister»,СПб, № 1, 2022
— Кирьянова А.Е., Толвай Н.Г. Игра «Мои предметы на французском» // Развитие личности учащихся основной и старшей школы при участии во внеурочной деятельности и мероприятиях дополнительного образования: сборник статей по итогам городского семинара (Санкт-Петербург, 27 октября 2021 г.) / Под общей редакцией ЛысеченковойС.А., к.п.н., доцента кафедры иностранных языков СПб АППО. – СПб: издательство «ЛЕМА», 2021
— Муштавинская И.В. Вопросы формирования и оценки функциональной грамотности в опытно-экспериментальной работе школ Санкт-Петербурга (гл.3, п. 3.1.) // коллективная монография «Профессиональное развитие педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся» И.Ю.Алексашина, И.В. Муштавинская, Н.М. Свирина и др., СПб. СПб АППО, 2021
— Озерова Е.В. Обобщение и систематизация знаний в курсе органической химии // Химия в школе, №7, 2021
— Ефремова М.В. «Как дать совет на французском языке» -(nsportal) https://nsportal.ru/node/5180273
— Субботина Н.И. Технология смыслового чтения на уроке истории в 9 классе «Крестьянская реформа 1861 года» — https://videouroki.net/razrabotki/tiekhnologhiia-smyslovogho-chtieniia-na-urokakh-istorii-na-primierie-uroka-istor.html