Опытно-экспериментальная работа

В соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.06.2020 № 1287-р «О признании образовательных учреждений экспериментальными площадками Санкт-Петербурга» ИМЦ признан экспериментальной площадкой с 01.09.2020 по 31.08.2023 по теме «Обновление технологий обучения по предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание) в основной и средней школе с использованием элементов сетевого обучения для обеспечения качественного образования».

Нормативные документы

по реализации ОЭР в ИМЦ Центрального района

В целях организации деятельности опытно-экспериментальной площадки Санкт-Петербурга разрабатывается система нормативно-организационных документов, регламентирующих деятельность ГБУ ИМЦ Центрального района в режиме экспериментальной площадки Санкт-Петербурга.

Сетевое взаимодействие

Механизм эффективной реализации проекта ОЭР предусматривает сетевое взаимодействие с ГБУ ИМЦ Центрального района, ГБОУ гимназия №171 и ГБОУ гимназия №155. 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 155 Центрального района Санкт-Петербурга

Сетевое объединение «Лингва» –  лидеры кластера Лингва: ГБОУ №№ 155, 157, 171, 183, 185, 204, 222, 636.

Кластер «Лингва» – один из кластеров программы РОС – 2019-2024 Центрального района Санкт-Петербурга, реализующий концепцию единого поликультурного и многоязычного образовательного пространства на основе объединения интеллектуальных и материально-технических ресурсов ОУ гуманитарного профиля.

Список участников внутрикластерного методического объединения

План работы районного кластера «Лингва» на 2021-2022 учебный год

Аналитические справки, отчеты, инновационные продукты

Инновационный продукт

Сетевая платформа. Материалы ОЭР

Методики (критериев и показателей) оценки оснований для выбора эффективной технологии обучения. Читательская грамотность и смысловое чтение: методика формирования и оценки

Независимая оценка качества результатов инновационной деятельности

Повышение квалификации педагогов

В рамках опытно-экспериментальной работы ГБУ ИМЦ Центрального района разработаны и утверждены дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников. Профессиональное развитие педагогов осуществляется в рамках внутришкольного (внутрикорпоративного) обучения и прохождения дистанционного обучения на  курсах повышения квалификации в  СПБ АППО. 

2020-2021

— дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование современного пространства урочной и внеурочной деятельности в контексте ФГОС», 108ч. — заместители директора, методисты, учителя предметники (01.10.2020 — 26.12.2020), обучено 14 слушателей, СПб АППО. Аннотация программы.

— система семинаров по повышению квалификации «От текста к смыслу», 13ч, в формате офлайн и онлайн  – для заместителей директора, методистов, педагогических работников образовательных организаций Центрального района (16.09.2020 – 16.12.2020), обучено 100 слушателей, ИМЦ Центрального района.

План системы семинаров «От текста к смыслу»

в ИМЦ Центрального района

по повышению квалификации педагогов

(16.09.2020 – 16.12.2020)

Дата проведения

Название семинара

Кто проводил

Кол-во часов

Ссылка на материалы

1

16.09.2020

Обновление технологий обучения по предметам гуманитарного цикла
в основной и средней школе с использованием элементов сетевого обучения для обеспечения качественного образования

Муштавинская И.В., к.п.н., зав. кафедрой основного и общего среднего образования СПб АППО

3

Ссылка на презентацию

2

07.10.2020

Читательская грамотность в заданиях и комментариях

Свирина Н.М., доктор педагогических наук, профессор

2,5

Ссылка на презентацию

3

14.10.2020

Особенности заданий по функциональной грамотности (читательская грамотность)

Киселев Ю.П., преподаватель кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО

2,5

Ссылка на презентацию

4

18.11.2020

Теория и практика смыслового чтения (часть 1)

Свирина Н.М., доктор педагогических наук, профессор

2,5

Ссылка на презентацию

5

16.12.2020

Теория и практика смыслового чтения (часть 2)

Свирина Н.М., доктор педагогических наук, профессор

2,5

 

ИТОГО

13

 

2021-2022

— Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Технологии развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций»

Программа повышения квалификации по читательской грамотности

— План по повышению квалификации «Технологии развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций», 36ч, в формате офлайн и онлайн – для кластера «Лингва»: заместителей директора, методистов, педагогических работников образовательных организаций Центрального района (28.09.2021 – 21.12.2021), обучено 30 слушателей

План повышения квалификации

Публикации и выступления по теме ОЭР

по реализации ОЭР в ИМЦ Центрального района

В целях организации деятельности опытно-экспериментальной площадки Санкт-Петербурга разрабатывается система нормативно-организационных документов, регламентирующих деятельность ГБУ ИМЦ Центрального района в режиме экспериментальной площадки Санкт-Петербурга.

Статьи

— Свирина Н.М. Учебные возможности книжных новинок для детей и подростков при формировании читательской грамотности. В журнале Непрерывное образование, № 3, 2020, сс.74-81.

— Муштавинская И.В. Вопросы формирования и оценки функциональной грамотности в опытно-экспериментальной работе школ Санкт-Петербурга» //И.Ю.Алексашина, И.В. Муштавинская, Н.М. Свирина и др./ , коллективная монография «Профессиональное развитие педагогов в области формирования и оценки функциональной грамотности учащихся» , СПб. СПб АППО. 2021 г.

— Викулова Л.В.,  Обновление технологий и содержания в рамках профильного обучения: опыт гимназии» //И.В. Муштавинская, Л.В. Викулова / Ж-л «Непрерывное образование в Санкт-Петербурге» № 1(13). 2021 г.

— Салыгина И.А. Адаптация к онлайн обучению: компетенции педагога /IV научно-практическая конференция «Образовательная динамика сетевой личности». СПб, 28 января 2021 года // ГОСТИННАЯ ШТОЛЯ: сетевой научно-педагогический видео журнал. 2021. №1 (январь-март). ART 210128

— Лебедева С. С. Зарубежные практики преподавания литературы: тенденции и приоритеты//Проблемы современного педагогического образования/Сборник научных трудов. Ялта. №69-3, 2020
https://drive.google.com/file/d/1EZDC5MRT6XLlzn0xYb377rzPzvoMYf4J/view?usp=sharing

— Лебедева С. С. Образная символизация и смысловое чтение художественного текста//Проблемы современного педагогического образования/Сборник научных трудов. Ялта. №69-3, 2020. С. 175-179
https://drive.google.com/file/d/14rS-zBFmARkPIRpWpTApjKpLHyuRxPxY/view?usp=sharing

— Гусев А.Ю. Проблемы взаимодействия семьи и школы в художественном воспитании младших школьников // Бизнес. Образование. Право. — 2020 — № 2 (51). — с. 424-430.

— Лебедева И.А., Шуйская О.Е. Социокультурная среда школы как фактор воспитания и личностного развития обучающихся/Воспитание и социализация в современной социокультурной среде/сборник научных татей Международной научно-практической конференции — отв. ред. С.В. Кривых, А.Д. Абашина : СПб., изд-во РГПУ им. А.И. Герцена 

 — Лунько А.А., Малиновская Н.В. Исследование проблемы установления межпредметных связей биологии с другими дисциплинами в современной школьной практике. //Проблемы биологического и экологического образования школьников и студентов. Сборник статей Всероссийских с международным участием студенческих Герценовских чтений, 15 апреля 2020 года, Санкт-Петербург. Выпуск 6 – СПб.: Свое издательство, 2020 – 106 с.

— Гусев А.Ю. Методы исследования взаимодействия педагога и семьи в условиях социокультурной среды школы // Материалы VII Всероссийской науч.-практич. конф. «Педагогическая наука и современное образование». Ч. 1 Современные ориентиры выбора методов исследования / под ред. И.С. Батраковой, И.В. Гладкой, С.А. Писаревой, А.П. Тряпицыной. СПб : РГПУ им. А.И. Герцена, 2020 — С. 81-84.

— Гусев А.Ю. Художественное воспитание младших школьников в современной социокультурной среде // Академия профессионального образования. – 2020 – № 5(96). – С. 59-63

— Лунева К.С. «Храним память о детях блокадной поры» — ж-л «Педагогика онлайн», №2, 2020, http://xn--80aaiacfzq7af.xn--80asehdb/index.php/archive/332-2-2020

— Тюпина Е.Г. «Реализация концепта LOVE в современной прозе – статья, 19.08.2020 http://nsportal.ru/node/4535857

— Тюпина Е.Г. Методическая разработка урока по теме Shopping (модуль 2b) к учебнику Spotlight 8 http :// nsportal . ru / node /2542687 от 19.08.2020 г .

— Тюпина Е.Г. Методическая разработка урока по теме Obento a tasty tradition (модуль 2а) к учебнику Spotlight 8 -от 19.08.2020 г. – http :// nsportal . ru / node /2542233

-И.А. Лебедева, О.Е. Шуйская, Смысловое чтение как основа формирования историко-культурной памяти поколений: сборник материалов II Международной научно-практической Интернет-конференции педагогов «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде». / Отв. ред. С.В. Кривых, И.А. Лебедева, О.Е. Шуйская // – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2021.
https://disk.yandex.ru/i/EbD7clNrH7X7bg

Презентации выступлений 2020-2021 гг.

24.11.2020 — Международной научно-практической конференции «Воспитание и социализация в современной социокультурной среде», Дискуссионная площадка №3 — «Cмысловое чтение как основа формирования историко-культурной памяти поколений».

Программа конференции

Программа дискуссионной площадки

— Салыгина И.А., «Смысловое чтение как инструмент социализации личности»
— Петрова О.В., «Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы через раскрытие культурно-исторического контекста»
— Лебедева С.С., «Стратегии смыслового чтения художественного текста на уроках литературы»
— Федорова В.О.,  «Технология организации исследовательской деятельности как основа формирования ценностно-смысловой образовательной коммуникации»
— Аграшкин А.В., «Общешкольный проект «Метапредметная неделя» как одно из условий формирования ценностно-смысловой образовательной коммуникации»

14.05.2021 — Районный семинар «Обновление технологий обучения по предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание) в основной и средней школе с использованием элементов сетевого обучения для обеспечения качественного образования»

Программа семинара

— Салыгина И.А.  — «Создание единого методического и образовательного пространства для повышения доступности и качества гуманитарного образования»
— Муштавинская И.В. — «Смысловое чтение и читательская грамотность: современный контекст и опыт программы ОЭР»
— Викулова Л.В. — «Смысловое чтение и читательская грамотность: современный контекст и опыт программы ОЭР»
— Субботина Н.И. — «Методики, оценивающие сформированность смыслового чтения/читательской грамотности»
— Киселев Ю.П. — «Диагностический инструментарий оценки читательской грамотности в формате PISA»
— Обзор программ внеурочной деятельности, направленных на развитие смыслового чтения — http://gip2020.tilda.ws/rekomend
— Свирина Н.М. — «Программа повышения квалификации для кластера «Лингва»: «Технология развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций»
Материалы: https://drive.google.com/drive/folders/1uNdEwNtIlyrBlnDGjGkdRlTXnlre2Flp

 Участники: сетевое объединение «Лингва» (155, 157, 171, 183, 185, 204, 222, 636), ИМЦ и учителя гуманитарного цикла (169, 207, 211, 209, 166)

Ссылка на входную анкету «Функциональная грамотность»: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdhQj4u1p9xPQAmNamC76LV_iAkR7A_a38B04Vk3A1bjA7WVw/viewform
Ссылка на сайт программы «От текста к смыслу»: http://gip2020.tilda.ws/o-proekte

25.03.2021 — Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифра и гуманитарное образование: современные технологии обучения учебным предметам гуманитарного цикла»

Программа конференции

— Салыгина И.А., Создание единого профессионального методического пространства для повышения качества образования в направлении новых исследований качества в формате PISA.
— Субботина Н.И., Использование технологии смыслового чтения в обучении для формирования функциональной грамотности учащихся.

Презентации выступлений 2021-2022 гг.

01.11.2021 — Всероссийская образовательная управленческая стажировка «Ресурсы корпоративной культуры образовательной организации в достижении высоких образовательных результатов обучающихся»

Программа образовательной управленческой стажировки

26.10.2021 — Практический семинар: «Диалоги» с текстом на уроках литературы». Учитель русского языка и литературы Гапоненко Г. А. (гимназия №155);
                  — Практическое занятие: «Стратегии смыслового чтения. Зачем нужны стихи». Учитель русского языка и литературы Лебедева С. С. (гимназия №171)
 
23.11.2021 — Теоретический семинар: «Технология интеллект-карт. Правила построения и использования интеллект-карт». Учитель русского языка и
                     литературы Федорова В.О. (гимназия №155).
                  — Теоретический семинар: «Технологии через приемы работы над текстом». Учитель английского языка Тюпина Е.Г. (гимназия №155)
 
01.11.2021 — выступление на Всероссийском семинаре Образовательной управленческой стажировки «Ресурсы корпоративной культуры образовательной организации в достижении высоких образовательных результатов обучающихся» Общероссийского Профсоюза образования.
Тема выступления: «Функциональная (читательская) грамотность в опытно-экспериментальной работе гимназии №155».
Докладчик: руководитель экспериментальной площадки в гимназии №155, Субботина Н.И..
 
24.11.2021 — выступление на Городской научно-практическом семинаре «Особенности оценивания компетентностно-ориентированных заданий по основным видам функциональной грамотности».
Тема выступления: «Система оценивания заданий по смысловому чтению при обучении предметам гуманитарного цикла».
Докладчик: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР, Федорова В.О.
 
16.12.2021 Городской семинар «Функциональная (читательская) грамотность как ключевая тема работы метапредметного методического объединения «Лингва» Центрального района»
— Функциональная (читательская) грамотность в опытно-экспериментальной работе района. Муштавинская Ирина Валентиновна, к.п.н., заведущая кафедрой основного и среднего общего образования СПб АППО, методист ГБОУ гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга
— Сетевая поддержка проекта опытно-экспериментальной работы по обновлению технологий обучения по предметам гуманитарного цикла «От текста к смыслу». Викулова Людмила Викторовна, зам. директора по ОЭР ГБОУ гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга
— Описание содержательного и технологического наполнения модели технологии «От текста к смыслу» на уроках истории. Дегтярева Ольга Александровна, кандидат искусствоведческих наук, методист, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга
Материалы доступны по ссылке
 
30.03.2022 Дискуссионная площадка «Технологии формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности».
 
6.04.2022 Круглый стол по обмену опытом реализации проектов региональными инновационными площадками
Муштавинская И.В., Салыгина И.А., Викулова Л.В., Субботина Н.И. — Презентация основного этапа реализации проекта ОЭР

Публикации и статьи 2021-2022

— Кирьянова А.Е., Толвай Н.Г. Игра «Мои предметы на французском» // Развитие личности учащихся основной и старшей школы при участии во внеурочной деятельности и мероприятиях дополнительного образования: сборник статей по итогам городского семинара (Санкт-Петербург, 27 октября 2021 г.) / Под общей редакцией Лысеченковой С.А., к.п.н., доцента кафедры иностранных языков СПб АППО. – СПб: Издательство «ЛЕМА», 2021

— А.А. Лебедева И.А., Лунько. Развитие критического мышления обучающихся на уроках биологии // Сборник статей «Колпинские чтения». – 2022 — Январь-февраль.

25.11.2021

Фестиваль педагогических идей «Город мастеров»

Мастер-класс «Искусство задавать вопросы», Зезкова М.А., заместитель директора

Мастер-класс «Что хотел сказать автор», Лебедева С.С., учитель русского языка и литературы

26.10.2021

Районный семинар «Технологии развития читательской грамотности и навыки работы с информацией в контексте формирования междисциплинарных компетенций»

Мастер-класс «Приемы работы с текстами различной функциональности», Михайлова И.С.,учитель английского языка

Мастер-класс «Стратегии смыслового чтения», Лебедева С.С., учитель русского языка и литературы

Мастер-класс «Карты смыслового чтения предметов обществоведческого цикла», Дегтярева О.А., Титова Д.А., учителя истории

Мастер-класс «Технологии разработки карт смыслового чтения текстов различной функциональности», Днова О.И., учитель французского языка

Мастер-класс «Лингвокультурологические задачи (ЛКЗ)», Шелгунова Г.В., Жменя Е.С., учителя русского языка и литературы

Мастер-класс «Разработка заданий, формирующих читательскую грамотность», Викулова Л.В., заместитель директора по ОЭР

Городской уровень

27.10.2021

Городской семинар «Развитие личности учащихся основной и старшей школы при участии во внеурочной деятельности и мероприятиях дополнительного образования»

Выступление «Мои предметы на французском, Толвай Н.Г., учитель французского языка, Кирьянова А.Е., учитель математики

16.12.2021

Городской семинар «Функциональная (читательская) грамотность как ключевая тема работы метапредметного методического объединения «Лингва» Центрального района»

Выступление «Сетевая поддержка проекта опытно-экспериментальной работы по обновлению технологий обучения по предметам гуманитарного цикла «От текста к смыслу»», Викулова Л.В., зам. директора по ОЭР

Выступление «Описание содержательного и технологического наполнения модели технологии «От текста к смыслу» на уроках истории», Дегтярева О.А., методист, учитель истории и обществознания

https://cloud.mail.ru/public/JYJ3/CQJx6g1mR

23.12.2021

Всероссийский митап «Учитель учителю учитель»

Мастер-класс. «Искусство задавать вопросы», Зезкова М.А., заместитель директора по УВР, и.о. директора

03.03.2022

Дискуссионный круглый стол «Образование 21 века: вызовы, проблемы, решения»

Выступление «Инновационная деяльность как фактор повышения качества образования», Зезкова М.А., заместитель директора по УВР, и.о. директора

19.04.2022

Городской проект на базе РГПУ им. А.И. Герцена «Педагогические сезоны» очные педагогические мастерские и вебинар «Пед.Lab. Развитие функциональной грамотности»

Выступление «Международные проекты в формировании функциональной грамотности», Толвай Н.Г., учитель французского языка

Выступление «Игровая деятельность в развитии метапредметных результатов», Кирьянова А.Е., учитель математики

Выступление «Модульный принцип построения учебного предмета», Дегтярева О.А., методист, учитель истории и обществознания

Выступление «Эффективные механизмы формаирования функциональной грамотности», Викулова Л.В., зам. директора по ОЭР

Выступление «Лингвокультурологические задачи», Жменя Е.С., учитель русского языка и литературы

https://cloud.mail.ru/public/W4PU/k7ho2baDs

Всероссийский уровень

01.11.2021

Всероссийская образовательная управленческая стажировка «Ресурсы корпоративной культуры образовательной организации в достижении высоких образовательных результатов обучающихся»

Выступление «Сетевая поддержка ОЭР», Викулова Л.В., зам. директора по ОЭР

https://cloud.mail.ru/public/Qhbb/w2qcjUPgf

24.11.2021

Всероссийский методический марафон (с международным участием) «Лучшие практики методической работы учителей иностранного языка»

Выступление «Мои предметы на французском», Толвай Н.Г., учитель французского языка, Кирьянова А.Е., учитель математики

28.01.2022

Всероссийский обучающий проблемный семинар

«Актуальные проблемы организации и оценивания исследовательской и проектной деятельности» https://cloud.mail.ru/public/jDHW/CxAD45upy

Выступление «Проектная работа как инструмент формирования функциональной грамотности обучаемых», Михайлова И.С., учитель английского языка

Выступление «Организация проектной деятельности в контексте надпредметных технологий», Григорьева Е.С., Мушарова Е.Н., учителя французского языка

25.03.2022

Ярмарка педагогических идей (площадка ПМОФ-2022)

Выступление «Международные проекты в формировании функциональной грамотности», Толвай Н.Г., учитель французского языка

Выступление «Игровая деятельность в развитии метапредметных результатов», Кирьянова А.Е., учитель математики

Выступление «Модульный принцип построения учебного предмета», Дегтярева О.А., методист, учитель истории и обществознания

Выступление «Эффективные механизмы формаирования функциональной грамотности», Викулова Л.В., зам. директора по ОЭР

Выступление «Лингвокультурологические задачи», Жменя Е.С., учитель русского языка и литературы

https://cloud.mail.ru/public/xWTd/3rTgu8PMf

30.03.2022

Всероссийская научно-практическая конференция

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Секция № 3

Дискуссионная площадка «Технологии формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности»

Выступление «Формирование читательской грамотности как метапредметного результата»

https://cloud.mail.ru/public/sXC9/A8UyxWrd6

Опытно-экспериментальная работа